Мама Гульнара Дегенбаева - рыцарь гуманной педагогики.
В Грозном (Чеченская Республика) директора детского дома семейного типа «Мээрим булагы» Гульнару Дегенбаеву признали Рыцарем гуманной педагогики. По этому случаю глава республики Рамзан Кадыров вручил кыргызстанке золотой значок в виде сердца и лебедя.
Таким образом мама Гульнара, так нежно называют ее воcпитанники, стала первой женщиной в Центральной Азии, удостоенной подобной награды. Однако сегодня хотелось бы рассказать не только об этом важном событии в жизни Дегенбаевой.
Дело в том, что в редакцию обратились выпускники “Мээрим булагы”, которые попросили сотворить для них в эти праздничные дни чудо — поблагодарить через газету единственного в их жизни родного человека, не оставшегося равнодушным к их судьбам. Ведь если бы не мама Гульнара...
Начнем с того, что история жизни этой женщины — достойный пример всем тем, кто, имея практически все, продолжает жаловаться на судьбу. Тем, кто вырос в полноценных семьях, но не сумел найти себя. А еще тем, кто незаконно скопил себе капитал и теперь, как тот Кощей, чахнет над ним. Трясется и боится, как бы кто денежки не отобрал.
Наша героиня однажды решила резко изменить свое благополучное бытие, чтобы подарить радость и дать путевку в жизнь обездоленным и брошенным всеми сиротам.
Эту историю можно назвать сказкой наоборот. В детских произведениях, как правило, события описываются следующим образом: нищий, пройдя множество преград, в финале становится успешным и богатым. А наша героиня из благополучной бизнес–вумен превратилась в многодетную мать, которой за последние восемнадцать лет вместе с детьми пришлось и голодать, и отстаивать свои права в судебных инстанциях, чтобы не остаться без крыши над головой.
Но, как говорится, тридцать три несчастья сделали эту женщину душевно богатой и невероятно счастливой.
1998 год. В стране хаос и разруха. Криминал чувствует себя вольготно, несовершеннолетние дети бродяжничают. Тогда редко кто из законопослушных предпринимателей смог удержать на плаву свой бизнес. Тот, кто не хотел делиться с криминалом и отдельными госструктурами, — остался ни с чем. Нужно было иметь смелость, чтобы в 1990–х годах решиться открыть свое дело. Да еще какое!
Гульнара Дегенбаева в то время была одной из успешных бизнес–вумен. Женщина незаурядных способностей поднялась на... консервации. Имела небольшое предприятие по переработке овощей и фруктов, которые экспортировались в Россию.
Бизнес шел успешно. Помогал любимый муж, а дома ждали двое очаровательных ребятишек — дочь и сын. Что еще может желать женщина? Казалось бы, все блага мира лежали у ее ног. Однако случай повел Гульнару другой дорогой.
Молодая, красивая, счастливая, хорошо одетая, она зашла как–то в один из столичных ресторанов. Вдруг к ней подбежала ватага детей–бродяжек. На вид каждому из них не было и десяти лет.
Грязные и худые малолетки, которые, судя по всему, уже познали “прелести” уличной жизни, канючили и выпрашивали у респектабельной дамы денежку. Эта сцена шокировала Дегенбаеву. Она, словно под гипнозом, достала кошелек, вынула купюру, протянула ее детям.
Но в ресторане среди шумной и веселой компании не могла найти себе места. Вышла на улицу и ужаснулась. Малолетки, которых она одарила деньгами, сидели неподалеку и были явно не в себе. Женщина подошла поближе и поняла — дети нанюхались клея. Именно в этот момент жизнь Дегенбаевой перевернулась с ног на голову.
Она решила открыть детский дом семейного типа. В то время государственные структуры даже не подозревали, что такое возможно. Как бы своих детей прокормить, что уж о чужих печься. Между тем, пока друзья и знакомые крутили пальцем у виска, дескать, бесится баба с жиру, Гульнара прошла испытания государственной системой. Наверное, ни один другой человек не смог бы выдержать унижения, непонимания и бездушие чиновников, она сделала это.
И уже через год, выкупив домик с участком на побережье Иссык–Куля, будущая многодетная мама начала свою деятельность. Когда ветхое помещение при помощи родственников и друзей было отремонтировано, в нем появились первые обитатели — малолетние токсикоманы. Те самые, которых Дегенбаева встретила у ресторана.
О трудностях, через которые пришлось пройти за все время существования “Мээрим булагы” маме Гульнаре и ее 136 детям, мы писали неоднократно. В 2006 году у сирот отобрали собственность, подаренную меценатом, — участок земли с пятью небольшими строениями и тремя бассейнами на курорте Ысык–Ата. В 2009–м они пережили попытку рейдерского захвата их дома на побережье Иссык– Куля, который хотели приспособить под санаторий для состоятельных людей. Но мама Гульнара не сдалась.
За 18 лет тридцать воспитанников “Мээрим булагы” получили высшее образование. Из них трое вернулись в детский дом и руководят там различными подразделениями. Одиннадцать девчонок и трое ребят удачно вышли замуж и женились и уже сами воспитывают детей. У мамы Гульнары уже 24 (!) внука. Редко кому выпадает такое счастье. Значит стоило однажды решиться все изменить и преодолеть трудности. Ей не о чем жалеть.
— Мы большая интернациональная семья “Мээрим булагы”. Сейчас, когда мы уже взрослые, дипломированные специалисты, не можем себе даже представить, кем стали бы, если бы не встретили маму Гульнару. Мы хотим пожелать ей здоровья и долгих лет жизни. Меньше переживаний и невзгод. Мы любим тебя, мама! —хором восклицают выпускники первого в КР детского дома семейного типа.